РУСЬ ВЕЛИКАЯ


СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

«Волшебная Россия… была, есть и будет, пока светит солнце над большой русской землей, и не раз скажется она в слове, пока жива человеческая речь и смотрят на мир детские глаза…» – так написал в предисловии к своей книге сказок Алексей Ремизов в 1929 году. Он считал детей своими подлинными читателями. В книгах Ремизова важной особенностью являлось стремление с научной точностью воссоздать «народный миф» – цельную картину народных представлений о мире, отраженных в исконных праздниках, обрядах, поверьях и преданиях.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?

Выдающиеся русские поэты и писатели, фольклористы, этнографы и краеведы – Александр Сергеевич Пушкин, Александр Николаевич Афанасьев, Павел Петрович Бажов и многие другие, сохранили для отечественной истории свидетельства истинно народного творчества. Казалось бы – вот он, богатейший пласт народной культуры, открытый для всех нашими замечательными мастерами словесности – бери и пользуйся! Увы, многие ученые люди забыли, что в изысканиях можно опираться не только на сухие факты и цифры или, хуже того, на чужие домыслы – но прежде на живое слово.

Есть замечательное правило: если в прошлое выстрелить из пистолета – будущее выстрелит в тебя из пушки. Судя по работам отдельно взятых «деятелей от науки» (не буду называть имена – пусть написанное останется на их совести), получается что-то несусветное: якобы предки наши были отсталыми дикарями, и жили на болотах и пугали всех прохожих под видом «леших» и прочей «нечисти»! Якобы и доблестных подвигов, и борьбы с ворогом за землю родную у наших предков не было – а была при этом «кучка разрозненных славянских племён, враждовавших друг с другом», как утверждают некоторые «знатоки древности».

Подобные «исторические сведения» можно смело назвать идеологической диверсией, направленной в самое сердце нашего Отечества! К сожалению, подобным примитивным подходом по сей день страдают российские ученые и религиозные деятели с ортодоксальным видением, ведущие отсчет истории Руси – России с одного, отдельно взятого периода. Что в корне неверно. Неверно потому, что это – наша Родина, которая дала нам жизнь, вырастила, выходила. И что, надо без конца плевать в нее? Этот упрек относится и к тем людям, которые пытаются внедрить на территории России «общечеловеческие ценности»: образование, культура и наука у нас должны быть, «как на Западе». Мол, это – «очаг цивилизации»! По этому поводу хорошо сказал замечательный русский поэт Федор Иванович Тютчев в своем стихотворном послании «Славянам»:

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась…


Или «двойные стандарты», которыми измеряет нас Запад – как справедливо отметил президент России В. Путин. Так может быть достаточно уже «двойной правды»? Обратимся лучше к живому источнику, что наполнен неисчерпаемой мудростью и любовью – к памяти народной.

ЧУДЕСА, ЧТО РЯДОМ С НАМИ…

Зима уже идет на убыль. Ощущения, которые возникают, когда видишь застывшую в белоснежном великолепии Природу-Матушку, переливающийся под солнцем снежный покров и эту тишину – передать словами почти невозможно. Красота! Но красота спящей царевны…

На Руси наши предки верили: в это время Солнечные Боги уже рождены и набирают силы в небесных чертогах. Там же пребывают и все остальные Боги – забот у них много. Некогда, мол, заниматься им людскими делами. Выглянет порой Солнышко, посмотрит, что все идет своим чередом – снова к своим делам обратится. И так из года в год. Все явления окружающего мира в представлении славян были наполнены противоположностями: где есть белое, там и черное, лето – зима, жизнь – смерть, день – ночь. И в то же время мир един, ибо не может быть одного без другого. Сами славяне не противопоставляли себя миру, потому что главным в их воззрениях была полная взаимосвязь с солнцем, с небом, с водой, с землей, которая их кормила. Всегда говорили наши предки: мы – часть Природы, и она – часть нас. Такое трепетное отношение к окружающему миру гораздо выше, и значило гораздо больше.

Да, можно сказать, что наши предки обожествляли Природу, одухотворяли её – потому что любили! Но уместен ли здесь термин «религия», как пишут многие авторы? Ведь подобное подразумевает под собой свод обязательных догм, канонов и постулатов, которые запрещается трактовать и оспаривать. Да самого понятия такого в Руси изначальной не существовало – в единении с Природой не может быть догматизма. Да, славяне почитали Богов, и особо – Рода. Неспроста многие слова в русском языке имеют корень «род»: Родина, родители, родоначальник… Род един и множественен, у него много лиц – это день, ночь, солнце, небо… потому что всё и есть Он.

Предки наши славили Рода да Землю-Матушку, да других Богов, кои олицетворяли собой круговорот всех жизненных событий. Считалось, что все Боги близкие родичи, а люди – внуки их. И не пером на бумаге те славления записаны, а Огнём светлым в душах и памяти сынов и дочерей Славянских.

ПРАЗДНИК – ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ

Славили Природу и устраивали праздники в честь Богов родных наши пращуры. А что за праздники-то? – спросит Читатель. О том поведуем вам, да всю правду расскажем.

В полнолунье зимнего месяца, который зовется Лютень (февраль), чествуется День Велеса. Если полнолуние не попадает на середину или вторую половину Лютня – то в удобный для всех день с 10 по 25 Лютня. А назван так месяц из-за лютых морозов, которые бывают в это время.

Верили предки, что только Велес остается с людьми в этот час и не дает духам беспутным озорничать и вредить людям и зверью разному. И злится на него Марена – Богиня, не желающая прихода весны – по душе ей больше холод зимний, да смертельный сон Природы. Неистовствует Марена и напускает на людей лихорадки разные, а на скотину домашнюю – коровью смерть.

В этот день Велес предстает в своей коровьей ипостаси, посему в требу ему приносится коровье масло, а на братчине не едят говядину. Но можно есть и хлеб, и сало – люди чествуют Велеса Коровича, проведшего их через зимние испытания. Отмечая перелом зимы и начало движения к весне, люди говорят: «В этот день Велес с зимы рога сшиб».

Дошли эти красивые праздники да обряды и до наших дней. Недавно одна из многочисленных московских общин, «Навья Лощина» праздновала День Велеса в одном из красивейших мест, на берегу Москвы-реки. Готовились к празднику заранее: и место надо сыскать, и друзей созвать, и музыкантов. Сначала мужчин вперёд отправили, всё подготовить, дрова напилить из упавших деревьев, потому как живые, пусть и спящие – а трогать их всё же строго-настрого запрещается!

Просят сначала дозволения у Хозяина леса побывать в Его владениях:

«Здрав будь, Хозяин! Благодарим тебя за то, что ты впустил нас к себе в дом, за то, что заботишься о доме своем, радеешь о каждом кустике, травинке. Пусти нас к себе не татями, а родичами, что закон твой блюдут, да Хозяина почитают. Будь желанным гостем на нашей братчине, присоединяйся к нашему пиру. Слава Хозяину леса!».

И благодарность Ему приносят в виде того, чего нет в самом лесу – выпечку, медовуху или пиво, мясо и овощи, злато-серебро (монетки мелкие, какие там будут). Подыскивается дерево раздвоенное, либо пенек в виде чаши и туда кладется треба (приношенье в дар). Затем выбранное место обязательно приберут, почистят от мусора, и всё для костра обрядового подготовят.

А во время возжигания огня приговаривают:

Четыре стороны света
Четыре линии жизни
Четыре времени года
Четыре проезжих дороги –
Сойдись в одно и цело!
Пусть будет замкнутый круг
С движеньем вперед и назад
Обереги ны!


Огонь-батюшка, свет Виевич, свет-Сварожич
Распери крыла, во сто зол зола
По долу огня
Оберег меня!
Ярью взвейся, силой налейся –
Явь, Навь и Сваргу соедини!


Тут и погода благоволила – солнышко появилось, будто весна в воздухе разлилась! И костер стройным пламенем прямо в Сваргу (в небо) путь указал, а не задымил – значит, всё по-доброму. Все остаются в круге и смотрят на огонь, символизирующий и домашний очаг, и всё бытие честное. Треба помещается в сам костер по обычаю. При этом в круг передается братина с сурицей – мёдом хмельным. И так же этот мёд является частью требы Богам, как и хлеб. Первый идет круг братина – за Богов, второй – за Землю-Матушку, с земным поклоном, третий – за предков наших.

Когда требу обносит обавница (человек, читающий славления и наговоры), то заводила (кто ведет праздник) говорит: «Кто левую руку на требу положит – тот для себя желает, кто правую – для близкого своего, а кто обе – тот для всего рода русского!». В данном случае треба есть круглый каравай хлеба, символизирующий коловрат-солнце.

После этого заводила призывает «сбить с Марены рог!», побороть ее, чтобы ушла зима, да коровий мор. Чтобы весна, да тепло настали. Перед боем приговаривают:

А время ныне - зима трескучая
Солнце скрыто за броней-тучами
До весны, до весны
До девы красны
Ходят – бродят по земле
Блазни-мороки
Сторожат спящий лес, вороги
Не красен Огонь, не свет – Пересвет
Надела зима ледяной браслет
Белы рученьки ее в инее
Хладом сковано небо синее
Что не ноченька – пляски мороков
Ходит Марушка снежным облаком
За полями за белыми
За лесными стенами
Ледяной терем стоит
Его Белый Волк сторожит
Гой, ты – Мороз братец, белые полати
Твои высоки да холодны!
Открывай ворота!
Сивый Яр идет
Медведя ведет
Молвит Тайно слово
Что людям опора
В холода подмога
Во нощи дорога...
Гой ты, Велесе!
Славен Велесе!
Славим Велеса!
Слава Велесу!
Гой!


Мужчины борьбу затеяли, чтобы Велеса порадовать молодецкими игрищами – это был символический бой между Велесом и Мареной. А уж затем был пир на братчине, угощали друг друга, веселились да песни пели. А музыканты были – скоморохи «Боянова Гимна». Принесли с собой гусли, гудок, жалейки, и другие народные инструменты, сделанные собственными руками. Весь обряд прошел дружно и складно, ведь Весна скоро! На том и былине конец. Кто прочёл – молодец! Слава Роду!

К.Ю. Гончаров, академик АФН и РАЕН,
действительный член Всероссийского    
Геральдического Общества.                      

Hosted by uCoz