РУСЬ ВЕЛИКАЯ.СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: ЖИВИН ДЕНЬ.Возможно, многие ещё помнят со школьных времён, как на уроках истории нам красиво преподносили иноземных богов и героев под звучным названием «античный мир». Тут вам и Зевс-Громовержец, и Афина, и Прометей, что огонь людям принёс – кто только не был упомянут в мифологии Древней Греции! Безусловно, всё это интересно и познавательно. Однако каким-то неведомым образом полностью исчез Славянский эпос, будто и не было у предков наших ни богов своих, ни героев. Кто-то просто-напросто вычеркнул всё это из нашей отечественной истории, из нашей памяти!
Очевидно, сделано сие было с одной главной целью: извратить историю так, чтобы большинство людей думало, что славяне и в самом деле были «дикими, отсталыми племенами», как упорно пишут некоторые историки – представители официальной госнауки. Заметьте, уважаемые читатели, не народом даже считались наши предки, а «разрозненными племенами»!
Кому-то очень нужно было представить наших пращуров, славян – русичей в столь неприглядном свете. Так не пора ли вернуться к нашим истокам, растормошить нашу родовую память, вспомнить, кто мы есть в этом мире?
ЖИВИН ДЕНЬЯ думаю, само название говорит за себя: Живин – значит Живой, это праздник Природы, просыпающейся от долгого зимнего сна. Это зарождение Новой Жизни.
У славян Жива почиталась и славилась как Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Как же так – такой чудесный праздник, а многие наши современники о нём попросту не знают? А, может, забыли? Но зато вовсю отмечают чужеземные «праздники». А посему хотелось бы рассказать и напомнить читателям о том, что и как праздновали наши предки. Знакомьтесь: московская славянская община «Навья Лощина».
Ведмара, верховода: Здравия! Сначала выбираем и обустраиваем место – прибираем, готовим дрова для обрядового костра. Сразу отмечу – разрешается использовать только валежник, засохшие, упавшие деревья и ни в коем случае нельзя трогать живые! Так мы и лес чистим, и живые деревца сохраняем. Если б вы знали, сколько мусора мы вывезли, оставшегося после нерадивых туристов… Беречь нужно Природу-то!
Все приготовления к празднику и обряду проводятся сообща, бездельников у нас нет.
Традиционный смысл обряда таков: богиня Жива просыпается, видит пред собой бесплодную землю… Приходит к ней Ярило, почитаемый славянами как Бог весеннего солнца, любви, деторождения и плодородия. Встреча Ярилы и Живы символизирует зарождение новой жизни.
По традиционному календарю праздник проводится в ночь с 30 кветня (апреля) на 1 травня (мая) и начинается на закате. Ведмара: Все общинники встают в круг, а после того, как зажжен огонь, верховодой произносится особый заговор. Огонь – своего рода проводник между мирами: Сваргой – небом, Правью – Землёй, миром людей и Навью – миром предков. Далее обряд проходит так: другие женщины нашей общины подходят к огню. Я проговариваю – пусть женщины дадут огню свое плодородие, чтобы тот его донес до Земли-Матушки. И начитывается славление Живы, которое читаем я и наши общинники – Веда, Светослава и Светлана:
После чего женщины возвращаются в круг. Внутрь круга входят мужчины. Затем Громобой и Мирослав проговаривают призыв, чтобы мужчины дали свою плодоносящую силу огню, дабы разродилась земля щедро. И начитывается славление Ярилы:
После чего мужчины возвращаются в круг. Затем в круг передается братина с сурьёй – мёдом хмельным. И так же этот мёд является частью требы Богам, как и хлеб. Первый идет круг братина – за Живу, второй – за Землю-Матушку, с земным поклоном. Обносится по кругу треба. После отправления требы в огонь каждый приносит еще и свои личные дары, по желанию. Затем третий круг идёт братина – за предков наших. И когда треба сгорает, обряд считается оконченным. А затем начинается братчина, все веселятся и угощают друг друга. После устраиваются народные игры и состязания.
Ведмара: Да, такой обряд проводился сразу после главного обряда славления. В этот раз состоялось обручение двух наших общинников, Яромира и Светославы. Происходит это так: девушка стоит слева от своего добра молодца. Ближние руки их, т.е. у девушки правую, у парня – левую верховода берёт и держит их вместе, просит благословения у Богов, у земли, у огня. Затем обвязываются руки молодых рушником. Кольца освящаются над огнём и надеваются девушке на правую руку, её суженому – на левую. После этого при желании они могут произнести свои обеты друг другу. Далее верховода произносит: «Никто из живущих да не разлучит вас – единое целое!». Затем даётся чаша с сурьёй и молодые пьют из неё вместе. Следует поцелуй на счёт – раз-два-три, и молодые вместе прыгают через костёр, символически очищаясь от наваждений после долгой зимы.
Затем руки их освобождаются и кольца носятся до свадьбы на тех руках, на которые были одеты во время обручения. А рушник хранится до конца жизни как символ нерушимости любви…
Веда, общинник: Игры – это молодецкие забавы, хороводы, песни, пляски. Вот одна из старинных народных забав, сочетающая в себе и танец, и песни, и саму игру: все стоят в широком круге, девушка выходит в центр круга с платочком, выбирает мужчину, и начинает танцевать, размахивая платком. А мужчина должен этот платочек отнять. Когда он платок отнимет, то целует девушку. Девушка возвращается в круг, передает платочек другой девушке и все повторяется. Оставшиеся в круге поют песню, прихлопывая в ладоши. Казалось бы, всё просто – но это создаёт прекрасный праздничный настрой, хорошее настроение!
Громобой, общинник,: Есть и чисто мужские «забавы»! Это и перетягивание каната, и кулачный бой, и такой вид борьбы как «стенка на стенку». Сейчас реконструирована традиционная Славяно-горицкая борьба. Само название происходит от древнеславянского слова «горица», что означает «курган». На этих курганах проводилось чествование захороненных там воинов, проводились обрядовые бои в их честь. Отсюда и название.
Славяно-горицкая борьба (СГБ) была реконструирована А.К. Беловым в 80-х годах XX века. Белов ездил в этнографические экспедиции, изучал историческую литературу, по крупицам собирая то, что осталось от ратного искусства наших предков. Потом в кругу единомышленников он разрабатывал и совершенствовал эту систему. Ведь традиция, стоящая на месте и не меняющаяся под влиянием времени, есть традиция мертвая, в то время как настоящая традиция живет и меняется вместе со своим народом. Сейчас Славяно-горицкая борьба является официальным видом спорта и входит в программу Олимпийских игр.
Ведмара: Да, конечно. Но это не просто дань традиции – у каждого народа, проживающего в той или иной части света, ребёнку всегда давали имя, характерное для его народа. Имя – не игрушка, им нельзя разбрасываться направо-налево. Имя – это суть человека, его судьба, если можно так сказать. Наши предки-славяне очень серьёзно подходили к имянаречению ребёнка, и не принято было присваивать чужие, иноземные имена. У славян каждое имя несло в себе определенную, конкретную информацию о человеке, о его характере, ну а с возрастом о заслугах перед своим родом, общиной.
Само собой, старинные имена отличались от нынешних. Например, у ребёнка имя было похоже на забавное прозвище, которые дают иногда друг другу дети: Умник, Забияка, Рыжий, Плакса. В других именах отображены обстоятельства появления человека на свет: Ждан, Неждан или Морозко, Снежана – если ребёнок родился зимой.
Давались имена и по роду занятий, и за ратные подвиги, то есть имя человека с возрастом могло изменяться, например, Ратибор – борющийся с ратью, побеждающий в битве. Есть и «говорящие» имена, например, Светослава – свет славы, или светлая слава. Или Радомир – радующий мир. Это очень интересная тема, но уже для отдельного разговора.
Гончаров К.Ю., академик АФН и РАЕН, |