РУСЬ ВЕЛИКАЯ.


СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: ЖИВИН ДЕНЬ.


Возможно, многие ещё помнят со школьных времён, как на уроках истории нам красиво преподносили иноземных богов и героев под звучным названием «античный мир». Тут вам и Зевс-Громовержец, и Афина, и Прометей, что огонь людям принёс – кто только не был упомянут в мифологии Древней Греции! Безусловно, всё это интересно и познавательно. Однако каким-то неведомым образом полностью исчез Славянский эпос, будто и не было у предков наших ни богов своих, ни героев. Кто-то просто-напросто вычеркнул всё это из нашей отечественной истории, из нашей памяти!

Очевидно, сделано сие было с одной главной целью: извратить историю так, чтобы большинство людей думало, что славяне и в самом деле были «дикими, отсталыми племенами», как упорно пишут некоторые историки – представители официальной госнауки. Заметьте, уважаемые читатели, не народом даже считались наши предки, а «разрозненными племенами»!

Кому-то очень нужно было представить наших пращуров, славян – русичей в столь неприглядном свете. Так не пора ли вернуться к нашим истокам, растормошить нашу родовую память, вспомнить, кто мы есть в этом мире?

ЖИВИН ДЕНЬ

Я думаю, само название говорит за себя: Живин – значит Живой, это праздник Природы, просыпающейся от долгого зимнего сна. Это зарождение Новой Жизни.

У славян Жива почиталась и славилась как Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Как же так – такой чудесный праздник, а многие наши современники о нём попросту не знают? А, может, забыли? Но зато вовсю отмечают чужеземные «праздники». А посему хотелось бы рассказать и напомнить читателям о том, что и как праздновали наши предки.
Мне посчастливилось встретиться и пообщаться с людьми, для которых исконные традиции наших предков не пустой звук.

Знакомьтесь: московская славянская община «Навья Лощина».

– Здравия вам, Ведмара, Громобой и Веда! Расскажите, как проходит праздник?

Ведмара, верховода: Здравия! Сначала выбираем и обустраиваем место – прибираем, готовим дрова для обрядового костра. Сразу отмечу – разрешается использовать только валежник, засохшие, упавшие деревья и ни в коем случае нельзя трогать живые! Так мы и лес чистим, и живые деревца сохраняем. Если б вы знали, сколько мусора мы вывезли, оставшегося после нерадивых туристов… Беречь нужно Природу-то!

Все приготовления к празднику и обряду проводятся сообща, бездельников у нас нет. Традиционный смысл обряда таков: богиня Жива просыпается, видит пред собой бесплодную землю… Приходит к ней Ярило, почитаемый славянами как Бог весеннего солнца, любви, деторождения и плодородия. Встреча Ярилы и Живы символизирует зарождение новой жизни.

По традиционному календарю праздник проводится в ночь с 30 кветня (апреля) на 1 травня (мая) и начинается на закате.
Утром следующего дня приветствуют и славят состоявшийся союз Ярилы-Солнца и Живы.

– Что представляет собой обряд в честь богини Живы?

Ведмара: Все общинники встают в круг, а после того, как зажжен огонь, верховодой произносится особый заговор. Огонь – своего рода проводник между мирами: Сваргой – небом, Правью – Землёй, миром людей и Навью – миром предков. Далее обряд проходит так: другие женщины нашей общины подходят к огню. Я проговариваю – пусть женщины дадут огню свое плодородие, чтобы тот его донес до Земли-Матушки. И начитывается славление Живы, которое читаем я и наши общинники – Веда, Светослава и Светлана:

Гой ты, мать Жива!
Весну ведущая,
Гой ты, мать Жива!
Жито дающая!

В мир весну приведи,
Землю жизнью одели,
Соки земные ты отвори,
Поля да леса разбуди.
Жито роди да руду возъяри!

Гой ты мать - Жива
Жито дающая,
Гой ты, мать Жива
Всходам поющая,
Гой ты, мать Жива
Силу дарящая,
Гой ты, мать Жива
Жизнь возродящая!
Слава Живе!

После чего женщины возвращаются в круг. Внутрь круга входят мужчины. Затем Громобой и Мирослав проговаривают призыв, чтобы мужчины дали свою плодоносящую силу огню, дабы разродилась земля щедро. И начитывается славление Ярилы:

Ярило славный
Прибуде во Яри,
Яви свою силу,
Прорасти семя,
Взойди травами,
Живым колосом,
Золотым солнышком!

Яро жито
Яро буди!
Возроди да возъяри!
Славен Ярило!
Слава Яриле!

После чего мужчины возвращаются в круг. Затем в круг передается братина с сурьёй – мёдом хмельным. И так же этот мёд является частью требы Богам, как и хлеб. Первый идет круг братина – за Живу, второй – за Землю-Матушку, с земным поклоном. Обносится по кругу треба. После отправления требы в огонь каждый приносит еще и свои личные дары, по желанию. Затем третий круг идёт братина – за предков наших. И когда треба сгорает, обряд считается оконченным. А затем начинается братчина, все веселятся и угощают друг друга. После устраиваются народные игры и состязания.

– Слышал, что во время праздников на Руси проводился и обряд обручения молодых, это так?

Ведмара: Да, такой обряд проводился сразу после главного обряда славления. В этот раз состоялось обручение двух наших общинников, Яромира и Светославы. Происходит это так: девушка стоит слева от своего добра молодца. Ближние руки их, т.е. у девушки правую, у парня – левую верховода берёт и держит их вместе, просит благословения у Богов, у земли, у огня. Затем обвязываются руки молодых рушником. Кольца освящаются над огнём и надеваются девушке на правую руку, её суженому – на левую. После этого при желании они могут произнести свои обеты друг другу. Далее верховода произносит: «Никто из живущих да не разлучит вас – единое целое!». Затем даётся чаша с сурьёй и молодые пьют из неё вместе. Следует поцелуй на счёт – раз-два-три, и молодые вместе прыгают через костёр, символически очищаясь от наваждений после долгой зимы.

Затем руки их освобождаются и кольца носятся до свадьбы на тех руках, на которые были одеты во время обручения. А рушник хранится до конца жизни как символ нерушимости любви…

– Как интересно! А что символизируют собой эти игры?

Веда, общинник: Игры – это молодецкие забавы, хороводы, песни, пляски. Вот одна из старинных народных забав, сочетающая в себе и танец, и песни, и саму игру: все стоят в широком круге, девушка выходит в центр круга с платочком, выбирает мужчину, и начинает танцевать, размахивая платком. А мужчина должен этот платочек отнять. Когда он платок отнимет, то целует девушку. Девушка возвращается в круг, передает платочек другой девушке и все повторяется. Оставшиеся в круге поют песню, прихлопывая в ладоши. Казалось бы, всё просто – но это создаёт прекрасный праздничный настрой, хорошее настроение!

Громобой, общинник,: Есть и чисто мужские «забавы»! Это и перетягивание каната, и кулачный бой, и такой вид борьбы как «стенка на стенку». Сейчас реконструирована традиционная Славяно-горицкая борьба. Само название происходит от древнеславянского слова «горица», что означает «курган». На этих курганах проводилось чествование захороненных там воинов, проводились обрядовые бои в их честь. Отсюда и название.

Славяно-горицкая борьба (СГБ) была реконструирована А.К. Беловым в 80-х годах XX века. Белов ездил в этнографические экспедиции, изучал историческую литературу, по крупицам собирая то, что осталось от ратного искусства наших предков. Потом в кругу единомышленников он разрабатывал и совершенствовал эту систему. Ведь традиция, стоящая на месте и не меняющаяся под влиянием времени, есть традиция мертвая, в то время как настоящая традиция живет и меняется вместе со своим народом. Сейчас Славяно-горицкая борьба является официальным видом спорта и входит в программу Олимпийских игр.

– У вас очень красивые, звучные имена. Это дань славянской традиции?

Ведмара: Да, конечно. Но это не просто дань традиции – у каждого народа, проживающего в той или иной части света, ребёнку всегда давали имя, характерное для его народа. Имя – не игрушка, им нельзя разбрасываться направо-налево. Имя – это суть человека, его судьба, если можно так сказать. Наши предки-славяне очень серьёзно подходили к имянаречению ребёнка, и не принято было присваивать чужие, иноземные имена. У славян каждое имя несло в себе определенную, конкретную информацию о человеке, о его характере, ну а с возрастом о заслугах перед своим родом, общиной.

Само собой, старинные имена отличались от нынешних. Например, у ребёнка имя было похоже на забавное прозвище, которые дают иногда друг другу дети: Умник, Забияка, Рыжий, Плакса. В других именах отображены обстоятельства появления человека на свет: Ждан, Неждан или Морозко, Снежана – если ребёнок родился зимой.

Давались имена и по роду занятий, и за ратные подвиги, то есть имя человека с возрастом могло изменяться, например, Ратибор – борющийся с ратью, побеждающий в битве. Есть и «говорящие» имена, например, Светослава – свет славы, или светлая слава. Или Радомир – радующий мир. Это очень интересная тема, но уже для отдельного разговора.

– Благодарю за беседу!

– Слава Роду!



Гончаров К.Ю., академик АФН и РАЕН,
действительный член Всероссийского    
Геральдического общества.                      

Hosted by uCoz