На
главную
ГЛАВА 1. Введение: цивилизация и культура
Понятия “цивилизация” и “культура” весьма близки,
но в то же самое время многозначны [8].
Слово “цивилизация” более позднего происхождения (от лат. civilis
- гражданский, общественный, государственный) и характеризует
уровень общественного, социального развития, включая уровень
культуры - материальной и духовной. И то и другое определяется
уровнем развития индивидуального и общественного сознания. Часто
слово “цивилизация” применяется для обозначения уровня развития
локальной страны или группы стран [9].
Слово “культура”, хотя и считается, что происходит
от латинского “cultura” (возделывание, воспитание), имеет, по
мнению многих исследователей, более древний генезис. Одна из его
трактовок - “культ-ра”: “почитание света” (египет. “ра” - свет,
Солнце, Вселенская Душа). “Свет” имеет смысл “знаний” (сравните
со словом “просвещение”). В связи с этим сейчас под словом “культура”
подразумевают уровень (совокупность) достижений человеческого
сообщества в общественной (социальной), производственной (материальной)
и духовной сферах.
Уровень социальных достижений характеризуется степенью
сознательного обобществления материальной сферы и уровнем общественного
осознавания себя частью человечества как суперэтноса.
Уровень материальной культуры характеризуется развитием
ее составляющих: 1) энергетики; 2) транспорта и связи, характеризующих
коммуникативность цивилизации; 3) производства продуктов питания,
добычи и переработки сырья; 4) промышленности (техники) и технологий;
5) жилищного строительства, производства предметов обихода и одежды,
инфраструктуры.
Уровень духовной культуры характеризуется развитием составляющих
духовной сферы: 1) миропонимания (степень приближения к сути в
философии, к пониманию реальности); 2) способов познания мира,
науки как системы развития методов расчета и предвидения процессов
и результатов; 3) образования, просвещения, воспитания, иначе
воссоздания духовной сферы (преемственность или традиция); 4)
морали, этики поведения; 5) эстетики, искусства, литературы, истории
и мифологии как структур просвещения и воспитания; 6) правовых
взаимодействий; 7) религии как системы соединения с Высшим Разумом
и Творящим Началом - Богом через мистические (чувственные) ощущения
и переживания.
Именно развитие духовной сферы и определяет уровень духовности
конкретного индивида или общества. Кратко уровень духовности
можно определить через уровень развития миропонимания (знания),
самосознания и этики поведения, бытия как по отношению
к Разумному Началу, так и по отношению к проявленной им Живой
Природе. Здесь можно видеть, что сознание определяет бытие,
а не наоборот, как утверждалось в марксистской философии. Именно
неадекватный уровень общественного сознания по отношению к знаниям
привел современное техногенное общество в состояние глобального
экологического кризиса, продолжающего развитие в сторону будущей
экологической катастрофы [10,
11].
Таким образом, на планете Земля существует цивилизация
как система взаимоотношений социальных структур (государств),
соответствующих достигнутому уровню социальной, материальной и
духовной культур. Последнее вовсе не значит, что этот уровень
наивысший. Изучение древнейшей истории и мифологии показывает,
что в очень отдаленное от нас время были гораздо большие достижения
в развитии составляющих культуры и общества (“Золотой век”, [3,
4]).
Но природные глобальные ритмы и циклы приводили к таким существенным
климатическим катастрофическим изменениям, что наработанный уровень
культуры практически переставал быть востребованным обществом
вследствие его упадка (реализовывалась лишь одна цель - борьба
за выживание).
Однако мировая культура как система знаний построена по принципу
пирамиды: самые сокровенные знания (при самом высоком сознании
и самом этичном поведении) сохраняются и передаются узкому кругу
лиц через системы посвящения и называются Традицией. Публикации
последних 150 лет показывают, что Традиция живет, живут и хранители
Знаний, но наше общество фактически еще не готово к восприятию
даже части этих знаний из-за низкого уровня индивидуального и
общественного сознания. Передача знаний в рамках Традиции возможна
при условиях наличия:
- носителей (хранителей) знаний Традиции;
- индивидов, способных к восприятию, сохранению и передаче
без искажений этих знаний другим индивидам, имеющим требуемый
уровень духовного развития.
В материальной культуре, как и духовной при
массовой передаче неизбежны искажения, вызванные недостаточной
квалификацией “учителей” и низким уровнем сознания “учеников”,
общей неготовностью сообщества к восприятию глубоких, сокровенных
знаний, требующих и пересмотра этики поведения индивидов. Кроме
того, в обществе может даже господствовать тенденция скрывать
сокровенные знания, но не столько в силу их возможного опасного
применения (пример, находка гранаты племенем дикарей), а из-за
желания монопольной государственной власти держать индивидов в
состоянии низкого уровня сознания для создания облегченных условий
управления массами через естественные инстинкты (социальные “кнопки”):
стремление к власти, материальному благополучию, любви и сексу,
к получению знаний и владению ими, гармоничному (здоровье) или
“сверхгармоничному” состоянию (“кайфу” через алкоголь и наркотики)
и т.п. В результате искусственного культивирования низменных желаний
[12]
через искусство, киноискусство, литературу, средства массовой
информации в обществе быстро формируется “массовая культура”,
еще более понижающая уровень духовного развития индивидов и общества
в целом.
В тоже время в человеке существуют всегда и полярные, положительные
тенденции и устремления, проявляемые при определенных условиях
- появлении знания и осознания сути негативности низменных желаний
“массовой культуры”. И, как следствие, появляются устремления
к духовному развитию одним из путей, соответствующих перечисленным
“кнопкам” [12,
13]:
- развитием воли (путь “силы”);
- развитием состояния альтруистической любви (путь религиозности);
- самоуправлением сознанием (путь йоги);
- синтезом первых трех путей (путь трансформации сознания,
или путь суфия).
Конечно, существуют и другие пути, являющиеся
комбинациями первых трех. Условием начала движения по любому из
них, определяемому внутренним, душевным устремлениям, является
“пробуждение” индивида, а конечный результат может быть достигнут
только при проявлении “сверхусилия” (Г.И.Гурджиев, [ 13]).
И развитие воли необходимо в каждом из путей, ибо невозможно освобождение
от негативных устремлений и качеств без “самонаблюдения, самовоспоминания
и самоанализа”, проявляемых за счет энергии воли [ 13].
Из уровней сознания индивидов складываются уровни культуры в семье,
роде, племени, народности, нации (этносе или народе), расе, подрасах
(национальных государствах).
Но в существующих государствах, как уже говорилось, обычно в силу
облегчения возможности управления обществом и упрощения функции
охраны его экономических и социальных структур, реальное духовное
развитие членов общества не поддерживается и заменяется “духовными
убежищами” [12]:
клубами с рассуждениями о пути “силы” (магии); многочисленными
формализованными вариантами религий, где “ твою душу спасут”,
если принять и делать то-то и то-то; клубами обсуждения “эзотерических
знаний” и, наконец, обществами “синтеза” с “мероприятиями” по
изучению “наследия”, культурно-художественных ценностей и др.
Здесь наиболее приблизились к “убежищам” различные общества им.
Рерихов, где нередко преобладают фанатизм и злоупотребление цитатами
из “Агни-йоги” и частных писем Е.Н.Рерих. Указанные негативные
тенденции преобладают в “цивилизациях западного типа”, ориентирующихся
на рациональность, индивидуализм, автономию личности и ее свободу
[8].
В “цивилизациях восточного типа”, где распространены
религиозно-мифологические представления и отсутствует искусственное
разделение мира на “природный” и “социальный” (и то и другое -
суть организмы) или “естественный” и “сверхестественный”,
духовное развитие является одним из путей, как бы естественной
необходимостью. Ведь “сверхестественность” - это лишь многочисленные
проявления феноменов разумной жизни на полевом уровне существования
материи (явления полтергейста [14],
переселения сознания [15],
воспоминания о прошлой жизни [16]
и др.).
В настоящее время наметились тенденции синтеза “западной” и “восточной”
культур. Этому способствовали за последние 150 лет многочисленные
миссии “восточных” представителей духовных сообществ в “западную”
культуру (Рамакришна, Вивекананда, Рамачарака, Е.П.Блаватская,
Г.И.Гурджиев, Е.Н. и Н.К.Рерихи, А.Бейли и др.). Синтез “западной”
и “восточной” культур будет способствовать повышению уровня общественного
сознания, развитию тенденций гармоничного сосуществования человечества
и природы. Это необходимое условие выживания нашей цивилизации
в процессе развития глобального экологического кризиса, особенно
в связи с тенденцией увеличения энергопотребления и энерговыделения
в окружающую среду. Энергопотребление фактически и характеризует
уровень развития цивилизации:
- уровень потребления энергии много меньше уровня потребления
Землей энергии Солнца – современный Земной тип цивилизации;
- уровень потребления энергии, сравнимый с энергией, потребляемой
Землей от Солнца – будущий тип Земной цивилизации;
- уровень потребления энергии, сравнимый с энергией, выделяемой
Солнцем (звездой) – космический тип цивилизации [17].
По современным представлениям эту энергию можно
брать не только от “своей” звезды, но из эфирного пространства
(физического вакуума), имеющего, по оценкам исследователей [19],
огромную энергию в единице объема. Не исключено, что именно этой
энергией и пользуются представители внеземных цивилизаций, в течение
многих десятков лет манифестирующих свое присутствие рядом с человечеством
многочисленными случаями проявления НЛО (“неотождествленных летающих
объектов”) [18].
Отсутствие прямого контакта и взаимодействия с ними лишь свидетельствует
о “младенческой” стадии развития нашей цивилизации, еще не готовой
к такому взаимодействию. Между тем из древней истории известно
множество легенд и мифов об общении людей с “небожителями” [2].
Значит, в истории развития нашей цивилизации были периоды другого
уровня сознания конкретных сообществ (стран, государств), когда
взаимодействие с антропными расами космоса было возможно.
Возникает множество вопросов о причинах циклического изменения
сознания и уровня развития цивилизации и о появлении человека
на Земле. Действительно ли он “постепенно” прошел стадии родового
и племенного строя, стадию дикости - использования продуктов природы
или это происходило периодически в силу цикличности катастрофических
климатических изменений на Земле? Значит, неверно или неточно
учение исторического материализма о “постепенном” развитии человеческого
общества от стадии дикости через варварство (скотоводство и земледелие)
к цивилизационному периоду (развитие промышленного производства)
и, соответственно, социальных отношений от общественного присвоения
первобытно-общинного строя к частной собственности рабовладельческого,
феодального, капиталистического сообществ, а затем - продвижение
к общественной собственности (социалистической и коммунистической).
Цикличность в развитии человечества отмечали многие исследователи
древней истории. Этот же подход рассматривает, например, в “Истории
цивилизаций” академик АЕН РФ Ю.В.Яковец, называя свой учебник
“философией истории”.
Мы предлагаем рассмотреть историю человеческой цивилизации с позиций
сокровенной, эзотерической философии, наиболее полно изложенной
в [3].
Для того чтобы можно было понять ход исторических процессов, необходимо
знакомство с древними сокровенными философскими знаниями о Мире,
человеке, о причинах и законах развития природы и ее составляющей
- человеческого общества. Этот материал предлагается читателю
в следующих главах.
На
главную
|